Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий
Статья

Опыт «АК Барс»: как виртуализировать рабочие места в 10 раз дешевле классического VDI

Банкинг сегодня
мобильная версия

Проект виртуализации рабочих мест не всегда предполагает длительный срок окупаемости, огромные расходы на лицензии и затраты на покупку тонкого клиента. Банк «АК Барс» виртуализировал рабочие станции клиентских менеджеров на базе технологий Microsoft менее чем за год без дополнительных затрат на лицензии или новых устройств.

В новых экономических условиях вопрос оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру встает все острее. В 2013 г. входящий в топ-20 крупнейших российских банков «АК Барс» при консалтинговой поддержке PwC начал большой проект по централизации своей операционной деятельности, затронувший и ИТ. На последнем этапе, к которому банк подошел в начале 2014 г., предстояло централизовать ИТ-инфраструктуру подразделений, непосредственно работающих с клиентами. ИТ-команда банка сумела найти оптимальное решение, которое принесло результаты: на новой централизованной архитектуре сегодня функционирует 71 банковское приложение, с которыми работают более 1,6 тыс. сотрудников, создавая в период пиковых нагрузок до 4 тыс. одновременных сессий. По подсчетам ИТ-департамента, решение оказалось в 10 раз экономически эффективнее сопоставимого по результатам проекта VDI. Сейчас к работе в инфраструктуре адаптируются новые приложения.

Проблема выбора

Выбору технологической платформы для виртуализации фронт-офиса предшествовал скрупулезный анализ. «Пожалуй, мы рассмотрели все существующие на рынке решения, — вспоминает директор ИТ-департамента банка «АК Барс» Максим Дубков. — Технологии тестировались в лаборатории банка на совместимость с имеющимся парком приложений и с периферийными устройствами».

В «финал» вышли решения двух вендоров, и обе технологии прошли полноценное пилотирование во фронтальных подразделениях банка в Казани. После тщательного просчета экономической составляющей был сделан выбор в пользу стека технологий Microsoft. Это позволило максимально сохранить максимум уже вложенных в ИТ средств. Банк решил не делать полноценную инфраструктуру VDI, а оптимизировать и переработать существующий стек инфраструктурных технологий Microsoft, в частности Hyper-V 2012 R2, Windows 2012 R2, Remote Desktop Services, Windows To Go, для достижения тех же целей, для которых используются «классические» технологии VDI.

Отказ от тонкого клиента

Проект интересен тем, что тонкие клиенты банком не закупались. Их сделали из имеющихся ПК, среди которых были даже машины старше 7 лет. «Мы сохранили ранее сделанные инвестиции в имеющиеся рабочие станции, просто вынув из них жесткие диски и установив новые USB флэш-накопители», — рассказывает Максим Дубков.

Построить на конечных рабочих местах архитектуру тонкого клиента для доступа к виртуализированным терминальным фермам помогла технология Microsoft Windows To Go. После удаления жесткого диска роль «носителя» системы Windows берет на себя персонализированный USB Flash-носитель. При этом кастомизированная операционная система Windows 8.1 исполняет роль тонкого клиента для доступа к инфраструктуре приложений. Такая модификация рабочих мест позволила банку не обновлять парк ПК при переходе на операционную систему Windows 8. О таком классическом сбое, как выход из строя компьютерного жесткого диска (HDD), в службе поддержки теперь забыли.

«Мы не потратили ни копейки на покупку тонких клиентов. Нам пришлось бы это сделать, если бы мы выбрали другую технологию, например «классический» VDI. Флэш-накопители, которые мы закупили, стоили значительно меньше самого дешевого на рынке тонкого клиента. В ходе пилотирования мы увидели, что стек инфраструктурных технологий Microsoft вместе с решением Windows To Go позволит нам сократить затраты примерно в 10 раз по сравнению с любой технологией виртуализации рабочих станций», — комментирует директор ИТ-департамента «АК Барса».

Масштабируемый результат

В рамках проекта команда банка выстроила централизованную инфраструктуру, где в среде Hyper-V 2012 R2 было развернуто 28 терминальных ферм на платформе Microsoft Windows Server 2012 R2. Каждая ферма содержит от 2-х до 30 виртуальных терминальных серверов с перекрестным резервированием между 12 физическими серверами. Сессионный доступ для 1600 виртуализированных рабочих мест был организован в отказоустойчивом режиме через Connection Broker с кластеризованной СУБД Microsoft SQL Server 2012. Для выполнения данного проекта силами ИТ-команды банка ушло 4 месяца работы. В России подобное решение на платформе виртуализации Microsoft Hyper-V и Windows To Go было развернуто в таком масштабе впервые.

«По нашей информации, на таком количестве терминальных клиентов и таком профиле нагрузки технология в нашей стране еще не эксплуатировалась», — говорит руководитель отдела системной архитектуры «АК Барса» Рустем Маннанов. Еще 7 месяцев заняло тиражирование проекта по всей филиальной сети банка. В январе 2015 г., спустя 11 месяцев после выбора технологии, вся инфраструктура рабочих мест клиентских менеджеров была централизована.

Испытание технологии масштабом не прошло идеально гладко: когда к системе подключили большую часть рабочих станций, у пользователей стали возникать проблемы с потерей связи, а число обращений в техподдержку выросло на 40%. Решить проблемы помогли специалисты Microsoft: после установки обновлений, выпущенных компанией под этот кейс, на серверах виртуализации неполадка была полностью устранена.

По словам специалистов банка, для них это стало очередным доказательством важности поддержки в общем жизненном цикле решения. Число инцидентов на рабочих станциях сократилось до десятых долей процента в общем объеме, и с тех пор система работает устойчиво. Пользователи быстро заметили, что время с момента включения компьютера до выхода в рабочий режим сократилось в 3 раза, а централизованная служба поддержки поможет любому сотруднику дистанционно независимо от его региона и офиса. Доступ к необходимым для работы приложениям предоставляется «по требованию» в течение считанных секунд после принятия решения, уточняет Рустем Маннанов.

Экономия в 10 раз

Централизация сделала инфраструктуру рабочих станций более управляемой, безопасной и менее дорогой в обслуживании. В первую очередь важно подчеркнуть, что весь проект был реализован без привлечения внешней экспертизы силами трех человек — сотрудников департамента информационных технологий банка. «Мы разбирались сами, и за счет этого сэкономили значительные средства. Вероятно, проект можно было реализовать чуть быстрее, пригласив консультантов извне, но зато сейчас мы заметно развили собственные компетенции, что приносит свои плоды в долгосрочной перспективе», — размышляет Максим Дубков.

«Также, внедрив данную технологию и отказавшись от хранения персональных данных на компьютерах пользователей, мы серьезно снизили уровень риска по информационной безопасности: данные контролируются, резервируются и хранятся в нашем частном облаке Hyper-V. Проект заметно повысил зрелость банка с точки зрения требований к информационной безопасности, предъявляемых ЦБ РФ и иными регуляторами», — отметил Максим Дубков.

«Microsoft помогает компаниям следовать современным технологическим тенденциям. Так, с Hyper-V заказчики могут выстроить инфраструктуру, которая позволяет виртуализировать приложения и рабочие нагрузки. Это не только повышает эффективность и гибкость системы, но и снижает затраты предприятия, — комментирует Арсений Тарасов, директор департамента по работе с корпоративными заказчиками и партнерами, Microsoft в России. — Внедрение Hyper-V в ИТ-инфраструктуру банка прекрасно демонстрирует возможности и преимущества виртуализации, ведь в рамках проекта к объединенной системе были подключены более 1,6 тыс. машин».

Видео

Мобильность для финансовых сервисов
смотреть видео
Новые возможности Power BI в управлении финансами
смотреть видео